21.01.2021

 Привет! Меня зовут Давид, и я задолбался искать простой сервис для ведения тайм-менеджмента, который бы не отнимал много времени. И поэтому решил сделать робота Chronotime, который фиксирует все за меня.

 

Предыстория: все проблемы — из детства

Я еще с детства любил все считать и учитывать — в школьные годы у меня была своя аккуратная картотека дисков и кассет. Впервые я узнал о хронометраже из известной книги Глеба Архангельского «Таймдрайв» и уже тогда понял, что этот инструмент по мне. Если простыми словами, хронометраж — это записывание всего, чем ты занимаешься в течение дня (и как долго).

В книге Архангельский ссылается на опыт академика Любищева, который практически всю свою жизнь вел детальный хронометраж своего времени. Я прочитал книгу «Эта странная жизнь» Даниила Грачина об этом удивительном ученом и остался под огромным впечатлением.

Я искренне считаю, что невозможно изменить то, что ты НЕ измеряешь. Меня всегда удивляло, почему столько внимания уделяется, например, учету своих финансов, а учету времени — намного меньше. Ведь время, в отличие от денег, это невосполнимый ресурс. И потому гораздо более ценный. Самый ценный, что у нас есть.

Периодически я, как и многие, самостоятельно вел хронометраж подручными средствами — как правило, в Excel. Однако компьютер далеко не всегда под рукой, поэтому информация была не вполне полной и достоверной. Да и сам процесс заполнения отнимал много времени, из-за чего такой хронометраж терял всякий смысл.

Я искал какие-то приложения для смартфона, но каждый раз с удивлением узнавал, что ничего подходящего нет. Сервисы вроде TimeTrack или Focus To-Do, в основном, предлагают лишь вручную отмечать начало и конец завершения какого-то действия. Это не вполне хронометраж.

 

Я ломал голову, неужели никак нельзя сделать тайм-менеджмент проще, чтобы временные затраты на его ведение не отбивали всякое желание его вести?

 

Уже несколько лет назад мне пришла идея о том, что классно было бы сделать свое удобное приложение, которое бы автоматически раз в 30 минут спрашивало, чем я занимаюсь. Но я далеко не программист, поэтому руки до этого все не доходили.

И вот, наконец, в эти новогодние праздники я в очередной раз вернулся к своей идее и решил попробовать. Посоветовавшись с братом, я понял, что в качестве MVP вполне можно использовать и Telegram-бот.

Первый блин комом

Я начал формировать что-то типа технического задания. Все казалось довольно простым — каждые 20-30 минут человеку приходит вопрос, на который он отвечает. Эта информация заносится в базу данных, и в конце дня формируется отчетная табличка.

Я нашел отличного программиста, и за 3 дня он написал первую версию. Но, поюзав ее пару дней, я понял, что это совсем не то.


Трибуна
Как мы снизили стоимость интернета в офисе с 25 до 5 тысяч рублей в месяц
Расскажу, как мы страдали от дорогого интернета в офисе и решили сделать свой в 5 раз дешевле. В результате получился…

Проблем было несколько:

  • Взаимодействие с ботом и заполнение информации были слишком времязатратными из-за отсутствия интерфейса – приходилось каждый раз вручную записывать команды.
  • Иногда, когда я был долго занят одним и тем же (например, на встрече) бот докучал уведомлениями и не было возможности отсрочить время следующего вопроса.
  • Не было возможности дополнить информацию о прошедшей активности — например, если пропустил пару уведомлений. В итоге, информация была не полной.

Но самая главная проблема была вот в чем — непонятно, что делать с этими данными дальше. Хронометраж ради хронометража не имеет смысла – человеку нужна база для дальнейших выводов и размышлений. Проще говоря, аналитика.

Доработки

Пришлось все переделывать практически заново. Какие принципиальные поправки было решено внести:

  • Дать возможность заранее установить свои категории (например, Работа, Дорога…), чтобы не прописывать их каждый раз. Добавлять и удалять категории можно в любое время.
  • Возможность попросить бота не докучать уведомлениями определенное время. А при желании этот пропущенный интервал можно автоматом заполнить последней отмеченной категорией активности.
  • Добавить полноценное меню, с помощью которого можно в любой момент менять все настройки или добавлять запись на конкретное время (если вдруг пропустил уведомление).
Пример итоговой статистики в конце дня

Также, в итоговой отчетной таблице было решено разделить день на 10-минутные слоты. Таким образом, каждая из записей попадает в определенный слот. Такое представление информации уже показывает определенные закономерности:

  • Сколько времени мы тратим ежедневно на ту или иную категорию деятельности.
  • В какое время мы чаще занимаемся той или иной активностью.
Сводную таблицу за день/неделю/месяц можно скачать и открыть в Excel
Полезно, но не навязчиво

После нескольких итераций и доработок пользоваться ботом стало гораздо удобнее, а получаемая информация стала гораздо информативнее. Несмотря на то, что бот в стадии MVP, он имеет интуитивно понятный кнопочный интерфейс и уже умеет довольно много:

Добавлять занятие не только на текущее время, но и на любое другое.

Откладывать время следующего вопроса, если вы заняты и не хотите, чтобы бот вас доставал.

Настраивать список категорий деятельности.

Получать сводку активности в виде таблицы и сводной статистики за любой день, предыдущую неделю или месяц.

Загружать в базу данных свою информацию об активности (отправив боту свою таблицу Excel).

Настраивать часовой пояс, рабочее время и интервал оповещений.

И самое важное. В боте нет рекламы. И он бесплатный.

На мой взгляд, сейчас пользоваться ботом стало намного удобней. Процесс заполнения действительно увлекает, и на подсознательном уровне ты стремишься минимизировать «пустое» время. Согласитесь, не очень приятно изо дня в день видеть в вечерней сводке, что ты потратил несколько часов на прокрастинацию или социальные сети.

Пока ботом пользовались только около 10 человек, поэтому я буду рад, если кто-то из читателей тоже его попробует. Скорее всего, мы отловили не все баги, поэтому я буду благодарен за вашу обратную связь и предложения — их можно отправлять прямо через интерфейс бота или в комментариях здесь.

Что дальше

В перспективе мы планируем выпустить полноценное приложение с наглядной аналитикой и диаграммами. Все ради того, чтобы тайм-менеджмент был максимально простым, быстрым и информативным.

Возможно, у кого-то из вас есть опыт создания приложений и размещения в AppStore или Google Pay. Как вы думаете, как лучше подступиться к этой задаче, какие этапы предстоит пройти? Я буду вам очень признателен, если вы напишите свое мнение в комментариях.

Также открытым остается вопрос монетизации. Скорее всего, целесообразно было бы предлагать это приложение по подписке, так как далеко не все такие маньяки, как я или Любищев, и не собираются вести хронометраж всю жизнь. Для того, чтобы провести аудит своего текущего распорядка, достаточно 1-2 недель — за это время человек уже получит отличную пищу для размышлений и сможет скорректировать свое поведение. Если проводить такой анализ раз в квартал или полугодие, то этого будет вполне достаточно, чтобы не сбиваться с курса и постоянно держать себя в тонусе. Или нет?)

В заключение

В общем, я не жалею, что уже вложил в разработку этого бота деньги и время, так как сам однозначно буду пользоваться им. И буду только рад его доработать, чтобы он принес пользу и другим.

Для удобства вот еще раз ссылка на бота. Поделитесь, как вам? Что понравилось, чего не хватило? Пишите о своих впечатлениях в комментариях, сейчас для проекта это самое важное.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: